fd0c937a Локальные сети москвы и московской области продукты питания смотрите на www.marketmedia.ru. |

Лихачев Д С - Градозащитная Семантика Успенских Храмов На Руси



Д.С.Лихачев
Градозащитная семантика успенских храмов на Руси
Размещено в Архитектурно-краеведческой библиотеке Русского Города
Храмы, посвященные Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси
особое место. Три момента здесь привлекают наше внимание: их
распространенность; расположение в центре оборонительных сооружений
(кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа.
В этих особенностях исключительную роль играет мифология Успения:
символы, легенды и традиции, сформировавшиеся главным образом во Влахернском
и Киево-Печерском монастырях 1). Житие и Успение Божьей матери
устанавливались по церковному преданию, а не по каноническим книгам.
Апокрифические сочинения об Успении были хорошо известны на Руси, и согласно
им строилась иконография Успения 2). Особой популярностью среди этих
апокрифов пользовались "Слово Иоанна Богослова на Успение Божьей матери" и
"Слово о Успении Божией матери Иоанна архиепископа Солунского", а также
отчасти "Житие пресвятой Богородицы Епифания, иеромонаха обители
Каллистратовы". Все эти сочинения довольно поздние, что и давало церкви
основание относить их к числу апокрифических. Однако ни один из сюжетов
апокрифов никогда не отвергался, они принимались и в иконописи, где многое
из сказанного в них изображалось.
Согласно этим сочинениям, не только душа, но и тело Богоматери было
"принято в небесную славу". Перед Успением апостолы (кроме Фомы) слетелись к
Богоматери на облаках. Когда через три дня по кончине Богоматери прибыл Фома
и пожелал проститься с ее телом, в гробе его не оказалось, а были только
пелены - плащаница Богоматери.
По некоторым из рассказов, тело было объято светлым облаком, поднято и
находилось между небом и землей (курсив наш.- Д. Л.). Именно поэтому
Богоматерь называется в церковных песнопениях "легким облаком", "светлым
облаком", "лествицей к небеси" (песнь 5-я 1-го канона). Пребывание
Богоматери между небом и землей особенно подчеркивается в песне 4 первого
канона: "Посмотрите, народы, и удивитесь: вот святая и наиболее видная гора
Божия поднимается
__________________
1) См.: Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени.
Л., 1978. Здесь же указана предшествующая литература.
2) См.: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и
событиях. СПб., 1890, с. 77-99.
17
все выше в небесные обители, небо земное поселяемо бывает в небесное и
нетленное селение" 3).
Свидетелем Вознесения Богоматери, по некоторым апокрифам, был апостол
Фома: Богоматерь сбросила ему пояс, которым ее опоясали апостолы в гробе.
Этот пояс должен был "материально" доказать Фоме и другим апостолам, что
Вознесение Богоматери совершилось на самом деле. Таким образом, пространство
между небом и землей, воздух - стихия Богоматери. Многие из ее чудес
совершаются именно в этом пространстве, не исключая и легендарных
перенесений по воздуху ее икон - Тихвинской, Сосновской (Соловецкой),
Толгской (Ярославской), Святогорской и др.
Существенно и то, что Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своей гомилии на
Успение говорит, что св. Пульхерия, построившая многие церкви в
Константинополе, в первый год царствования императора Маркиана перенесла
гроб Богоматери вместе с оставшимися в нем одеждами в Константинополь, в
построенный в честь Богоматери храм во Влахерне. В дальнейшем этот
монастырь, где хранились ризы Богоматери, сыграл совершенно исключительную
роль в религиозном сознании русских и в установлении на Руси культа Успения.
Под 866



Назад